Форум » » Что такое УКРДАЙВИНГ? И зачем ему подводный аппарат? » Ответить

Что такое УКРДАЙВИНГ? И зачем ему подводный аппарат?

alphaclub: Есть люд?, для ?оторых оседлый способ ??зн? смерт? подобен. Он? все время в дороге ? по?с?е. ? т???м относ?тся ? Сергей Воронов — д?ре?тор деп?рт?мент? подводного н?след?я ?нст?тут? ?рхеолог?? ???дем?? н?у? У?р??ны. З?ст?ть его в ??еве — больш?я уд?ч?. Ведь основное его место р?боты — море. Т?м он ?щет з?тонувш?е ?ор?бл?. Мы встрет?л?сь н? перроне стол?чного ?елезнодоро?ного во?з?л?. Нед?вно возвр?т?вш?сь ?з э?спед?ц?? в ?рым, он спеш?л в С?н?т-Петербург, чтобы подп?с?ть договор н? пр?обретен?е г?дроло??тор?. Перед отпр?влен?ем поезд? мне уд?лось немного его р?сспрос?ть. — Сезон выд?лся уд?чным, — р?сс??з?л Сергей ?ле?с?ндров?ч. — ?з з?пл?н?ров?нных госпрогр?ммой подводно-?рхеолог?чес??х ?сследов?н?й выполнено о?оло 80 процентов. Это большой успех, ведь р?бот?ть пр?ход?тся с ?рх?вным? м?тер??л?м?, в ?оторых много недостоверной ?нформ?ц??. Основным объе?том по?с?? был тр?нспортный теплоход «?рмен?я», потопленный ф?ш?стс??м с?молетом с почт? семью тысяч?м? челове? н? борту («Ведомост?» р?сс??зыв?л? об этой эпопее). З? пять выходов в море мы провер?л? все ?рх?вные ?оорд?н?ты мест? вероятной г?бел? ?ор?бля ? о??з?лось, что он? не соответствуют действ?тельност?. Поэтому, н?ч?н?я с февр?ля, будем р?бот?ть возле мыс? ?ю-Д?г по р?счетным ?оорд?н?т?м, определенным спец??л?ст?м? с учетом с?орост? судн?, ?урсов, м?нных полей. Мы под?люч?м ? по?с?у новейш?й г?дроло??тор бо?ового обзор?, способный ?сследов?ть дно н? глуб?не 2000 м, ?оторый н?м ?зготов?л? в С?н?т-Петербурге. ? в м?е ? н?м пр?соед?н?тся ?звестный ?мер???нс??й э?сперт, д?ре?тор ?нст?тут? ?рхеолог?чес?ой о?е?ногр?ф?? ун?верс?тет? Род ?йленд? Роберт Б?лл?рд (это он н?шел «Т?т?н??») со сво?м судном «Эндевер», осн?щенным с?мой мощной по?с?овой техн??ой в м?ре. В случ?е уд?ч? мы хот?м совместно обследов?ть судно, чтобы уст?нов?ть пр?ч?ну его г?бел?. У?е обр?бот?н ?олосс?льный объем ?рх?вных м?тер??лов, в том ч?сле ? з??рытых, уст?новлены ф?м?л?? четверт? пог?бш?х. ?ст?т?, груз?нс?ое н?ц?он?льное телев?ден?е обн?родов?ло взятый у н?с сп?со? ?з пят? пог?бш?х. ?х родственн??? хотят в случ?е обн?ру?ен?я теплоход? возло??ть цветы н? воду. ? 100-лет?ю созд?н?я подводного флот?, отмеч?емому 19 м?рт?, деп?рт?мент н?мерен постро?ть п?мятн?? моря??м, пог?бш?м в годы Первой ? Второй м?ровых войн. Н? нем высе?ут н?зв?н?я 33 лодо?, ле??щ?х н? дне, ? все 1220 ф?м?л?й пог?бш?х. П?мятн?? в в?де руб?? субм?р?ны уст?новят в Б?л??л?вс?ой бухте у вход? в военно-морс?ой музейный ?омпле?с. ? юб?лею ?ом?нд? Воронов? предпр?мет попыт?у н?йт? ? поднять н? поверхность м?н?-подлод?у «П?гмей», потопленную ф?ш?ст?м? в 1944 году в Феодос?йс?ом з?л?ве. Он? мо?ет ст?ть одн?м ?з с?мых ?нтересных э?спон?тов музея. В совместную у?р??нс?о-?мер???нс?ую прогр?мму н? 2006–2010 годы внесены ?сследов?н?я подводного н?след?я, относящегося ? ?нт?чной эпохе ? пер?оду Второй м?ровой войны, у вход? в бухту Херсонес ? непод?ле?у от мыс? С?рыч. Предпол?г?ется уст?нов?ть морс??е торговые пут? I–II ве?? до н?шей эры, отыс??ть з?тонувш?е ?ор?бл? той поры, перевоз?вш?е зерно ? друг?е грузы. (В сероводородном слое Черного моря он? дол?ны сохр?н?ться, что подтвер?д?ют р?нее провод?мые ?сследов?н?я.) Пл?н?руют ?рхеолог? ? по?с? п?сс???рс?ого п?роход? «Лен?н», эв??у?ров?вшего о?оло 4 тыс. ??телей Одессы в 1941 г. ? подорв?вшегося н? м?не. ? т???е трех эсм?нцев во гл?ве с «Х?рь?овом», з?тонувш?х н? тр?верзе Феодос?йс?ой бухты в 1943 г., ? двух ?ор?блей, ?оторые в 1942 г. везл? пополнен?е в о?ру?енный Сев?стополь. — В следующем году мы хот?м от?рыть нес?оль?о музеев, — подел?лся пл?н?м? Сергей ?ле?с?ндров?ч. — В подводно-?рхеолог?чес?ом музее в Черноморс?ом будут э?спон?ров?ться обн?ру?енные в ??р??н?тс?ом з?л?ве ост?т?? п?русного военного ?ор?бля XVII ве?? — бр?г? дл?ной о?оло 40 м с ору??ем н? борту. После п?спорт?з?ц?? мы тр?нспорт?руем его ? Черноморс?у под водой, чтобы не ?онсерв?ров?ть ? не р?зруш?ть. В ??лом?ц?ом з?л?ве по?о?тся нес?оль?о з?тонувш?х судов пер?од? Первой ? Второй м?ровых войн. Т?м то?е созд?д?м э?споз?ц?ю ?з пят? ?омп??тно р?споло?енных ?ор?блей — «С?нт?-Фе», «В?рны», «Юд??-102», «Цес?рев?ч? ?ле?сея М?х?йлов?ч?» ? «Волго-Дон?». Нес?оль?о судов ?нт?чной поры ? средн?х ве?ов мы с?онцентр?руем н? одной площ?д?е в р?йоне Б?л??л?вы. ? отдельный морс?ой музей хот?м от?рыть прямо н? 400-тонной н?учной подводной лод?е «Бент?с-300». Д?йв?нг ?луб ?льф? www.diving-alpha.ru

Ответов - 4

alphaclub: Организацией подводного туризма занимается госучреждение «Укрдайвинг» — оно будет обеспечивать безопасное посещение этих объектов с использованием четырехместного подводного аппарата «Омар». Кстати, Воронов убежден, что необходимо спасать все объекты на небольших глубинах от «черных» археологов. Они уже порезали на металлолом эсминец «Фрунзе», затонувший возле Тендровской косы. От него осталась только боевая командирская рубка, которую хотят транспортировать в музей Севастополя. Есть и другие примеры разграбления судов. В ближайших планах Сергея Воронова на следующий год значится работа по затонувшему паруснику 1854 г. «Citi of London», который вез на борту винно-водочные изделия для британского экспедиционного корпуса. В марте намечается подъем торпедного катера «Ш-4», обнаруженного в районе Тарханкута. Он будет доставлен в военно-морской комплекс в Балаклаву. Здесь же намечается тренинг по консервации и реставрации подводного материала для всех работников музеев, где есть такие экспонаты. Его проведут специалисты Центрального морского музея Польши. А в июне на первом детском дайв-фестивале в Севастополе ребят будут обучать навыкам подводного ориентирования. Николай ПАЦЕРА "Ведомости"

alphaclub: Подводные глубины скрывают тысячи интереснейших объектов "Черные археологи" беспощадно грабят не только курганы, но и затонувшие суда, поиском и регистрацией которых занимается департамент подводного наследия Института археологии. Находки заносятся в специальный госреестр, создана программа по их розыску. О ее выполнении, а также о тайнах подводного мира мы побеседовали с директором департамента Сергеем ВОРОНОВЫМ. - Сергей Александрович, какие реликвии включены в госреестр затонувших исторических объектов? - Формированием каталога подводного наследия Украины ранее занималась межотраслевая лаборатория исторических исследований, которой я руководил. За четыре года мы собрали в открытых и закрытых архивах материалы о 468 затонувших объектах - от античных времен до Великой Отечественной войны. Потом приказом по Институту археологии был создан департамент подводного наследия и утверждено первое издание госреестра. В него вносили объекты, затонувшие в Черном и Азовском морях, а также Днепровско-Дунайских речных системах. Сейчас в реестре уже около полутора тысяч единиц. Мы формируем госпрограмму подводных исследований на 10 лет.

alphaclub: Самые старые объекты - античные поселения и суда в Каламитском заливе (около Евпатории) и в районе Тендровской косы. В каталоге значится и первая подводная лодка Российской империи "Карп", построенная в Германии, которая въехала в броненосец "Ростислав" в Севастопольской бухте на глубине порядка 40 м. Из 20 человек экипажа спасся только капитан, которого волной выбросило на берег. Но больше всего занесено военной техники. В частности, из 50 подводных лодок Черноморского флота утонула половина. "Люфтваффе" топила по три крупных эсминца за один налет - они тоже находятся в реестре, хотя лежат, на большой глубине и далеко от берега, в Феодосийском заливе. - Известно, что на земле непоправимый вред наносят ученым так называемые "черные археологи", грабящие исторические захоронения. А как на море? - К сожалению, они промышляют и на воде. Причем дайверы уже работают на глубине до 100 м. К нам постоянно поступают сообщения от правоохранительных органов о пиратских промыслах, особенно в прибрежной зоне. (К "Армении" они еще не добрались, так как для погружения на глубину более 400 метров необходимы батискаф и специальное оборудование, да и пограничники контролируют ситуацию. Кстати, на дне недалеко от "Армении" лежит и пассажирский теплоход "Ленин", который 27 июля 1942 г. эвакуировал из Одессы несколько тысяч человек. Точная цифра до сих пор неизвестна, так как, по признанию спасшегося капитана, учет не велся. В послевоенное время стало известно, что суда шли конвоем - "Ленин", "Грузия" и "Ворошилов", на них было около 9 тыс. человек, а не на одном теплоходе, как считалось. Трофеи с затонувших кораблей оседают в частных коллекциях, служат украшением дач и особняков, вывозятся за рубеж. Мы зафиксировали более 100 объектов, с которых сняты фрагменты вооружения, штурвалы, рынды, украдены даже вахтенные журналы и документация. Полностью разграблен германский транспортник "Санта Фе", который вез вооружение в Севастополь. Та же участь постигла "Юджей-102", затонувшего охотника за подлодками, "Волго-Дон", доставлявшего специальные грузы для вермахта, болгарский транспортник "Варна". Сухогруз "Буг" начали резать на металлолом. На грузовом судне "Цесаревич" времен Первой мировой войны отвинтили даже стулья и столы. На подводную лодку "Щ-208" ("Щука"), затонувшую у острова Змеиный, одесские дайверы уже продают билеты туристам и пишут в рекламе, что, дескать, можно отрывать себе на сувениры части оборудования лодки. А то, что в ней погибло около 60 человек, никого не волнует. Поэтому чтобы опередить "черных археологов", нам приходится работать в спасательном режиме. Мы утвердили для дайверов и туристов первые отработанные нами девять затонувших объектов, к которым разрешено спускаться. Департамент совместно с тогдашней Гостурадминистрацией даже создали госучреждение "Укрдайвинг", дающее разрешения для фотографирования подводных памятников и ознакомления с объектами. Но беда в том, что у нас пока нет конкретных законов, регулирующих эти вопросы. - Что вы уже успели идентифицировать, передать музеям? - Нам удалось опередить желающих продать в Германию единственный в СНГ американский танк "Шерман" времен Великой Отечественной войны. Он покоился на дне реки Гнилой Тикич в Черкасской области с 1944 г. Вокруг него находились десятки снарядов в боевом состоянии. Пришлось пиротехникам МинЧС расчищать проход и подрывать опасные находки на полигоне. Несколько боеприпасов сохранились внутри "Шермана", а один даже застрял в стволе. Эта и еще семь боевых машин попали в пекло Корсунь-Шевченковской битвы и были разбиты. Он единственный уцелел - на льду речки снарядом снесло башню, в которой погибли командир и два члена экипажа. Водитель был ранен в ногу и под покровом ночи добрался до ближайшей избы. Фашисты, проводившие "зачистку" села, расстреляли его. Фамилию командира мы разыскали в архивах по номеру танка. Машину отреставрировали и передали музею Вооруженных сил.


alphaclub: Со сторожевых кораблей мы сняли несколько скорострельных пушек "Флек-30", которые повсеместно пытаются демонтировать для частных коллекций. Сейчас работаем на Одесской банке (Николаевская область), в Тендровском заливе. Но о планомерном исследовании нет даже речи - успеть бы выхватить то, что сохранилось. Хотим придать статус охраняемого государством объекта германскому транспорту "Зальцбург", который потопила в 1944 г. наша "Щука" под Одессой. Ее командир не знал, что судно вывозит из Севастополя в Констанцу, а оттуда в фашистские концлагеря более двух тысяч советских военнопленных, героев Альтигена и Керченских операций. Саму подлодку сразу же разбомбил вражеский самолет. Еще мы намерены паспортизировать германский транспорт "Тейя", эвакуировавший из Севастополя 4600 солдат вермахта. Кстати, из 400 затонувших кораблей, входящих в госреестр, 280 германских (есть болгарские, британские, греческие) и 89 наших, на которых погибло много людей. Сейчас с посольствами некоторых стран рассматриваются варианты совместных экспедиций. - Создание госпрограммы, безусловно, необходимо для сохранения исторического наследия. Но известны десятки важных проектов, погубленных по разным причинам. С какими трудностями приходится вам сталкиваться? - Главная проблема - финансирование. В прошлом и нынешнем году все работы велись за счет департамента и спонсоров. Нам необходимо хотя бы 500 тыс. грн. для паспортизации 10 объектов. С помощью запорожских дайверов и "Укрморкартографии" в архивах Санкт-Петербурга мы выявили вахтенный журнал кораблей Ушакова, участвовавших в 1795 г. в Тендровских сражениях, и просчитали их движение. Планируем поискать остатки девяти крупных парусников. В Керченском проливе находится более 100 объектов. Нам негде хранить объекты, которые можно поднять на поверхность, и у музеев нет необходимых площадей и хранилищ. Нужны деньги на консервацию и фиксацию. Рассматривается вопрос о создании Национального военно-морского музея на базе завода по ремонту подводных лодок, находящегося в Балаклаве. До сих пор не выработан и сам механизм исследований и музеефикации. Посему эти работы ведутся очень медленно, и мы теряем богатое наследие. Николай ПАЦЕРА "Ведомости



полная версия страницы