Форум » » Бухта потерянных якорей » Ответить

Бухта потерянных якорей

alphaclub: У мыса Херсонес обнаружено древнее кладбище погибших кораблей - одно из самых крупных на Черном море. Ученые приступили к его исследованию, хотя "черные водолазы" стремятся их опередить. Одним из самых гиблых мест на Черном море считается район Херсонеса Таврического, ныне Севастополя. Как утверждают специалисты, здесь на дне покоятся останки множества кораблей, пересекших Черное море, но так и не дошедших до берега, - от греческих триер до эсминцев. Считается, что все они погибли на рифах, прикрывающих вход в херсонесскую бухту. Точного количества кораблей, затонувших в этом месте, не знает никто. Но, как полагают ученые, это подводное кладбище - один из немногих уникальных археологических заповедников, сохранившихся на Черном море. К исследованиям древнего "херсонесского треугольника" приступила совместная российско-украинская подводная археологическая экспедиция, в состав которой вошли специалисты Института востоковедения РАН и Киевского университета имени Тараса Шевченко. Тайны черного рифа В глубинах Черного моря, в районе мыса Херсонес, по сей день лежат десятки античных и средневековых якорей различных типов. "Дело в том, - рассказывает кандидат исторических наук руководитель экспедиции с российской стороны Виктор Лебединский, - что от мыса на четверть километра в море уходит каменный риф, который лежит на глубине 3-5 метров. В ненастную погоду и ночью он особенно опасен, так как корабль в любую минуту может быть выброшен на скалы. Древние мореходы, оказавшись в такой ситуации, стремились любой ценой зацепиться за дно якорями и остановить несущееся на скалы судно. Нередко канаты не выдерживали, и якоря оставались на дне, а возможно, их не могли вытащить уже после шторма, когда судно собиралось уходить, из-за сложного пересеченного рельефа дна в этом месте. В этом районе мы предполагаем обнаружить места многочисленных древних кораблекрушений, но нас останавливает сильный уклон дна. Возможно, суда, оказавшись на дне, постепенно сползали на глубину 60-70 метров, что значительно затруднит их поиски". На сегодня в распоряжении ученых имеются данные о минимум 14 авариях судов, произошедших здесь по историческим меркам сравнительно недавно - в XIX веке. В 9 случаях это заканчивалось гибелью вполне современных и часто довольно крупных кораблей и судов с механическими двигателями. О неприятностях же, которые мыс доставлял древним мореплавателям, можно судить по коллекции якорей, в свое время утерянных здесь, - это и свинцовые якорные штоки римского периода, и каменные эллинистические, и кованые железные средневековые якоря. Все это лишь свидетельствует о многочисленных неудачных попытках обогнуть мыс при неблагоприятном ветре. В районе Севастополя преобладают ветра северо-восточных и восточных направлений, делавшие проблематичным для идущего с юга судна, ограниченно способного к лавированию, поворот в сторону гавани Херсонеса. Стоянка же за мысом Херсонес на якоре предпринималась с целью дождаться северо-западного бризового ветра, позволявшего двигаться дальше. Однако ветер северо-западных румбов даже в летнее время бывает весьма свежим, а для находящегося вблизи берега судна - объективно опасным. Расположенная рядом Казачья бухта лишь создает иллюзию безопасного убежища. Ее низкие берега слабо защищают от штормовых ветров. Кроме того, ее западный входной мыс окаймлен протянувшимся более чем на 150 метров скальным рифом. Как считают археологи, древние колонисты ошиблись в долгосрочном прогнозе качества бухт, берега которых были выбраны для постоянного проживания. Не там надо было селиться!

Ответов - 1

alphaclub: Музей под водой Ряд сделанных подводных открытий уже сейчас позволяет исследователям заглянуть в глубь веков и приподнять завесу таинственности, которой окутаны многие трагические происшествия в акватории Херсонеса. В ходе экспедиции был обнаружен византийский, датированный IX - первой половиной X в., корабль. Груз его, по всей видимости, составляли амфоры. Корабль погиб на подходе к Херсонесу, в 1200 метрах от берега. По обгорелым фрагментам древесины, деформации амфор от огня можно предположить, что на судне был пожар. Видимо, на роковом рейде гибли не только от коварных рифов и ветров. Корабль лежит на глубине 18,5 метра и хорошо защищен от волнового воздействия. Занесенный илом и песком, он сохранил достаточно четкие формы корабельных конструкций. Для более точной датировки времени кораблекрушения ученые подняли со дна фрагменты посуды и древесины. В Качинском заливе ученые наткнулись на место кораблекрушения, относящегося к римскому периоду и датированного II-III вв. н.э. На этот раз "улов" археологов с глубины 14,5 метра составили фрагменты амфор и части сохранившихся корабельных конструкций с гвоздями. "Наличие на дне керамики - верный признак того, что где-то неподалеку может находиться затонувшее судно, - говорит научный сотрудник исторического факультета Киевского университета руководитель Центра подводной археологии Сергей Зеленко. - Еще до начала экспедиции мы, например, накопили большой массив информации об обнаружении на дне бухты у поселка Новый Свет огромного числа осколков древней керамической посуды. Мы, естественно, поспешили эту информацию проверить и уже сейчас определенно можем говорить, что обнаружили места еще двух кораблекрушений - в западной части бухты, под горой Коба-Кая, и в самом центре бухты". У мыса Тюбек на 5-метровой глубине были найдены скопления керамики. Вероятно, на этом месте потерпел крушение корабль, перевозивший амфоры. Судно могло выбросить штормом на берег, а затем разбить волнами. Сейчас то, что осталось от судна, затянуто песком. "Разведки, проведенные в местах древних якорных стоянок и районах, опасных в навигационном отношении, позволят прояснить многие вопросы, связанные с особенностями навигации и морской торговли в античный и средневековый периоды", - считает Виктор Лебединский. В последние годы в результате комплексных научных исследований структуры и динамики прибрежных вод, берегов, дна и атмосферы в бассейне Черного моря получены новые данные, которые помогут понять специфику древнего мореплавания. С помощью современных навигационных приборов и компьютерной обработки этих данных были составлены гидрологическая и климатическая карты, необходимые для понимания условий навигации в исследуемом районе. Александр Захаров.



полная версия страницы